Форум » Стаьи о нас *)) » «СИСТЕМА» И ЕЁ МИРАЖИ » Ответить

«СИСТЕМА» И ЕЁ МИРАЖИ

TidbiT: САМЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЫ ...Лето. Отзвучал последний звонок. вчерашние десятиклассники снова за учебниками - готовятся к вступительным экзаменам в вузы. Для студентов наступил третий трудовой семестр - началась работа в строительных отрядах. Рабочая молодежь реализует январские надежды и сэкономленную за год часть зарплаты на Черноморском побережье. Кое-кто - в деревне, приводит в порядок хозяйство своих «стариков», вкушая попутно прелести общения с природой. Все энергичны, полны различных надежд и планов, воплощая на деле наши представления о социальном оптимизме. Кажется. все идет как обычно, в соответствии с традициями поведения советской молодежи в летний сезон, закреплёнными в образах положительных героев кинематографом и литературой. Но выберемся на автомагистраль, связывающую крупные города европейскеой части страны: Москву, Ленинград, Киев, Краснодар, Симферополь, столицы республик Прибалтики. Мы увидим непохожих на нас, немного странного вида молодых людей - в одиночку, либо небольшими группами - по двое, изредка по трое - спокойно, неторопливо идущих вдоль трассы. Заслышав шум очередного догоняющего транспорта, они оборачиваются, иногда поднимают руку в попытке остановить ту или иную машину. попутки притормаживают нечасто, но все же притормаживают. У водителей нет материального стимула для извоза. Эти ребята денег за проезд никогда не платят. Единственное, что можно с них получить - разговор. Как правило, они контактны, приятны в беседе, им есть что сказать интересного, да и манера общения не совсем обычная. Их можно легко отличить издалека: длинные волосы, охваченные цветной ленточкой, удобная простая одежда, недорогая, неброская, но отмеченная легкоуловимой печатью определенного стиля. Причудливые рукодельные украшения. Обычно - из бисера, на груди и запястьях. Так же украшена холщовая сумка, лямка перекинута через плечо. У парней - бороды. Это - «система». Безусловно, если бы среди всех известных молодёжных неформальных группировок по какой-либо причуде судьбы был проведен конкурс на звание «самой неформальной», его с большим отрывом от прочих выиграла бы именно эта общность. Из «Словаря системного сленга»: «СИСТЕМА - крайне трудно дать конкретное определение. Главное - это не просто механическое объединение всех живущих в Ленинграде (и СССР) хиппи и примыкающих к ним течений (отчасти это панки, а также многие из числа рок-музыкантов, «свободных художников» и т.д.). СИСТЕМА - это своя мораль, этика, эстетика, идеология, литература, живопись, музыка, религия, законы, образ жизни и мышление и бог знает что ещё. СИСТЕМА (дополнение) - из всех опрошенных металлистов, рокеров, битников, «головоедов» и одногопонка системным себя не считает никто, все посчитали этот термин приемлимым только к хиппи. И не мудрено - хиппи действительно система, в отличие от, например, металлистов, жизненное кредо которых «жить слушая, слушая жить», а лозунг «Даёшь металл!», чем и исчерпывается их позиция. У остальных также не густо. Исключением стали только хиппи - это действительно очень многое...» Оставив в стороне определенную пристрастность лично причастной к «системе» нашей давней и доброй знакомой Кэт, проявляющуюся особенно заметно в оценке иных молодёжных течений, обратим внимание на то, что «система», по её мнению, системна исключительно в культурном отношении, включая разные направления культурного равития, культурной жизни. Между тем одна из принципиальных идейных установок в деятельности «системы» - равенство людей, полное уважение к праву любого на собственное мнение, отказ от навязывания каких-то мнений и действий, свободный выбор конкретного характера собственной деятельности при общей гуманитарной направленности и др. - делает «систему» бессистемной в организационном смысле. Входящие в эту общность юноши и девушки искренне убеждены, что любая организация жизни рано или поздно приведет к заорганизованности, испортит отношения. Они убеждены, что любая общность, основанная на жесткой регламентации поведения, лишена исторических перспектив, и видят совершенство общественных отношений в отказе от любых структур. Не должно быть лидеров и аутсайдеров - есть просто равные люди - пипл. Из «Словаря системного сленга»: «ПИПЛ - обращение к человеку (реже - к нескольким люжям. Как правило, имеются в виду «системные»).» Идеи неформальной общности реализуются на практике. В «системе» не проводится собраний, не избераются лидеры, не принимаются формальные уставы. Члены «системы» не подчиняются внутренней структурной организации, их деятелньость в молодёжной группе действительно лишена жесткой регламентации, каких-то твердых обязательств. Они могут договориться о встрече и не прийти, оказать помощь друг другу при возможности или отказать при неблагоприятных обстоятельствах. Их связывают вместе общие потребности, общие интересы, общие взгляды, общая культурная жизнь и возникающие на её почве симпатии, дружеские отношения, любовь. Они - неформальны в самом точном, самом строгом значении этого слова. По существу, в известном смысле «система» - это система наоборот, антисистема.

Ответов - 4

TidbiT: «Система» выдвигает идеи, которые при первом знакомстве, «на слух» кажутся очень привлекательными, по крайней мере юным. И в то же время ее обвиняют в таких тяжких грехах: тунеядстве, распутстве, алкоголизме, наркомании. «Дети» во весь голос кричат о любви к ближнему, «отцы» - о необходимости суровых санкций. Что за этим кроется: непонимание со стороны «отцов», их стремление судить о людях по внешнему виду или, напротив, очевидгные с позиции жизненного опыта старших, ошибки юношества? Разобраться в этом не просто. Наши многолетние попытки это сделать убедили, что однозначные оценки типа «хорошо» - «плохо» в данном случае малопригодны. Слишком сложное, многогранное явление перед нами. В формировнаии облика «системы» причудливым образом переплелись духовные отголоски минувших эпох, исторически далеких цивилизаций и сегодняшние проблемы нашего общества, многовековые культурные традиции России и формы деятельности, позаимствованные из арсенала современной молодёжи Запада. Да и люди в «системе» очень разные. Здесь есть «олдовые» (от английского «old» - старый) и «пионеры» - новички; есть творческие личности, генерирующие идеи, и зеленая поросль, привдлекаемая любопытьством, жаждой необычного, прелестью «запретного плода»; есть отъявленные бездельники, маскирующие идеями желание приятно жить за чужой счёт, и бескорыстные, благородные ребята, готовые поделиться последним с совершенно незнакомым человеком; есть несчастные, беспризхорные, по существу, дети, нашедшие в «системе» единственно для себя возможный приют, и есть взрослые, сформировавшиеся люди, которых привели сюда длинные дороги философских исканий. Их всех одной меркой не измеришь, да, наверное, и не нужно. на наш взгляд, не следует и торопиться выносить приговор явлению в целом. Думается, его анализ должен стать делом не одной книги и не одного-двух человек. Предпринимая попытку подобного рода, мы хорошо понимаем, что не сможем дать окончательный ответ на ряд существенных вопросов, расставить все точки над «i». Это - лишь первые шаги в обсуждении зон, закрытых раннее не только для публичного освещения, но и для коллективного осмысления. В отличии от ряда других молодёжных течений деятельность «сисетмы» привела к появлению сравнительно большого литературного материала. Писать в этой среде престижно, считается признаком хорошего тона. В результате появляется возможность, помимо прочих методов исследования, рассматривать разнообразные тексты, и , что особенно важно, сравнивать: что «системные» люди о себе пишут и что они делают на самом деле. Оказывается, что в целом деятельность «системы» весьма существенно расходится с декларациями её лидеров. Деклараций немало, они кочуют из руки в руки и оказывают сильное воздействие на читателей. Пожалуй наиболее известные из них - так называемые «Манифест Сталкера» и «Манфест «Союза солнечных лучей». Взгляды Сталкера, приглаженные, судя по всему, автором в рассчете на массовую аудиторию, были изложены на страницах журанла «Молодой коммунист» под заглавием «Куда и почему зовет труба» (1987. №5). Сталкер - кличка, или, как говорят в «системе», - «системное имя» автора, москвича Александра Подберезского. Вот как он пишет о себе: «Мне 27 лет, женат, имею трехлетнюю дочурку, наладчик оборудования игольного производства. То есть рабочий. Добываю хлеб собственным потом, честно отрабатывая те рубли, которые мне платит государство. Менять или тем более бросать работу не собираюсь. Живу дома, а не ночую в подъездах и на чердаках. И тем не менее я «системный«человек по кличке Сталкер, тусуюсь вот уже 10 лет». По письму А. Подберезского на страницах журанала развернулась бурная дискуссия, к которой мы ещё вернемся. Пока же обратим внимание на некоторые примечательные детали ходящего по рукам «Манифеста», датированного 1987 годом и подписанного, помимо Сталкера, ещё двумя «системными» людьми - Генералом (Димой) и Воробьём (Лерой). Симптоматично, что все три автора указывают в «Манифесте» Свои телефоны. Видимо, готовы к диалогу... на титудльном листе - изречение: «В том, что мы пишем, всегда и пости неизбежно три четверти неполны, неточны и нуждаются в поправках, что и дает поводы для придирок недоброжелательным читателям. Но кто же пишет для недоброжелательных читателей?» Сент-Бев, 1829 Далее, на первой странице, - подборка цитат, без единого собственного слова: »...Ведь все прошлое поколение выросло в духе набожной тишины, насильственного почтения к старшим, безличности и безгласности. Будь же проклято это подлое время, время молчанияи нищенства, это благоденственное и мирное житие под безмолвной сенью благочестивой реакции! Потому что тихое определение души человеческой ужаснее всех баррикад и расстрелов в мире. ...Таково было и все молодое поколение предыдущего, переходящего времени. Мы в уме презирали рабство, но сами росли трусливыми рабами... ...Я видел как в детях... просыпалось и загоралось священное уважение к своему радостному, гордому, свободному «Я», именно к тому, что из нас вытравливала духовная нищета и трепетная родительская мораль». А.И. Куприн, «Река жизни» »... В наше больное время, когда европейскими обществами овладела лень, скука жизни и неверие... когда даже лучшие людисидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутсвием определенной цели в жищни, подвижники нужны, как солнце. Их личности... указывают обществу, что кроме людей, ведущих споры об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба; что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философоф, либералов и консерваторов есть ещё люди иного порядка, люди... веры и ясно осознанной цели». А.П. Чехов «И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ» Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 32»

TidbiT: За этой подборкой следует «Пролог», составленный из различных текстов, цитат из Байрона и т.д. Здесь есть слова, приписываемые известному в «системе» Марку Шмидту по кличке Чёрный Ангел: »...И расчитывать следует на тех, ждля кого ещё не все потеряно, и душа не застыла. А главным образом - на тех, кто уже может понять, но ещё не успел потерять. Безнадежных случаев мало, но, увы, большая масса закостенела все же настолько, что у нас нет времени и сил, чтобы найти всех и всем уделить внимание. Но это здесь и сейчас, пока. Будем оптимистами, ведь все же многие неззримо хранят искру божию под наслоениями кухонной грязи...» Есть грозно-революционные стихи: Слепые не могут глядеть гневно, Немые не могут кричать яростно, Безрукие не могут взяться за оружие, Безногие не могут идти вперед! ...Но слепые могут кричать яростно, Но немые могут глядеть гневно, Безногие могут взяться за оружие, Безрукие могут идти вперед. Открывается же пролог весьма любопытными рассуждениями: »...Прежде всего люди боятся людей, боятся сами себя, своих чувств и порывов, благородных стремлений и низких страстей, внезапных наитий и тяжелых прозрений, сильных эмоций и душевной слабости, боятся и старательно убивают в течении всей жизни это цветущее велтколепие, не сад, но живой луг души человеческой. Он превращается в чахлую, однообразную, но ухоженную плантацию, дающую вялые плоды, где любой цветок беспощадно выпалывается, как сорняк, и отпугиваются птицы. Но ещё более боятся других людей. не верят им, как и самим себе, боятсяи ненавидят тех, кто осмеливается идти своим путем. Боятся и презирают равных, которые платят им тем же, и всегда могут оказаться соглядатаями или предателями. все они не осознают тьмы и безысходности, нет для них океана крупнее и страшнее большой лужи. А в родной, теплой лужице так уютно и привычно... ... А жизнь, и реальная, и та, что могла бы быть, всегда отомстит за себя и трусам, не рискнувшим шагнуть, и предателям, отошедшим назад, собственно такая жизнь - и грех, и кара за него... ...Душа человеческая не беспредельна, и пропускная способность её не ограниченна. Для так называемого среднего человека эта величина - инвариант по отношению к истории и географии, но если раньше множество функций человека было невелико и сводилось в основном к естесственным, насущным потребностям (и души, и разумА, и тела), то теперь внешнее многообразие жизни убивает душу. Оно как бы раскатывает ее катком по своей увеличивающейся площади, и душа безнадёжно мелеет. Где те сильные страсти и мысли, пожизненные любовь и ненависть, живые и активные, творящие и истребляющие? Их можно найти разве что у Шекспира. наверное, это было неизбежно, но к чему же тогда ведет современная история, дающая, казалось бы, все более потерянные, растраченные, мертворожденные поколения? ...В истории редко удается экстраполяция. Тем более в такие периоды, когда один тип исторических процессов сменятся другим. Сейчас, правда, отличия существенны лишь в научно-техническом и примитивно политико-экономическом плане. Нет изменения в социальном сознании и самосознании... ... Итак, мы наблюдаем хоолостые поколения. Это люди, в основном являющиеся слепком с внешних условий, окатанные и пожие, как голыши на морском берегу. Они ходят по замкнутому кругу, подобно павловской лошади, и даже в своих инстинктивных попытках проявить оригинальность или нарушить законы (что, в сущности, одно и то же) весьма однообразны. Этому очень способствует всепроникающая благодаря науке и технике масс-культура - духовный наркотик нашего времени, позволяющий неестесственным путем испытывать не свои чувства и желания, вернее, подобие их. некая маструбация сознания, бесплодная по своей сути. Общественные отношения, на первый взгляд сложные, но примитивные, все эти законы и правила, обычаи и порядки, условности и общепринятости заключают всех в густые дебри ненарушаемого, сквозь которые ведут истоптанные, узкие, случайные тропинки. Это всеобщеее взаимное давление людей, низведенных до уровня интегральных единиц толпы, подсознательно, ощутимо («Нет, ребята, все не так»), и от него уходят в алкоголь и наркотики, секс и преферанс, в бессмысленное хулиганство и всевозможные хобби. А выбор невелик...»

TidbiT: Продолжение следует

ДА: http://www.grand-servis.ru/index.htm



полная версия страницы